Электронная библиотека

Старик говорил громко и все оглядывался, очевидно, желая, чтобы как можно больше людей слушали его.

-- Что же, вы давно так исповедуете? -- спросил Нехлюдов.

-- Я-то? Давно уж. Уж они меня двадцать третий год гонят.

-- Как гонят?

-- Как Христа гнали, так и меня гонят. Хватают да по ссудам, по попам -- по книжникам, по фарисеям и водят; в сумасшедший дом сажали. Да ничего мне сделать нельзя, по­битому я свободен. "Как, говорят, тебя зовут?" Думают, я звание какое приму на себя. Да я не принимаю никакого. Я от всего отрекся, нет у меня ни имени, ни места, ни отечества -- ничего нет. Я сам себе. "Зовут как?" -- Человеком. -- "А годов скользко?" -- Я говорю, не считаю, да и счесть нельзя, потому что я всегда был, всегда и буду. -- "Какого, говорят, ты отца и матери?" -- Нет, говорю, у меня ни отца, ни матери, окроме бога и земли. Бог -- отец, земля -- мать. -- "А царя, говорят, признаешь?" -- Отчего не признавать? Он себе царь, а я себе царь. -- "Ну, говорят, с тобой разговаривать". Я говорю: я и не прошу тебя со мной разговаривать. Так и мучают.

-- А куда же вы идете теперь? -- спросил Нехлюдов.

-- А куда бог приведет. Работаю, а нет работы -- прошу, -- закончил старик, заметив, что паром подходит к тому берегу, и победоносно оглянулся на всех, слушавших его.

Паром причалил к другому берегу. Нехлюдов достал кошелек и предложил старику денег. Старик отказался.

-- Я этого не беру. Хлеб беру, -- сказал он.

-- Ну, прощай.

-- Нечего прощать. Ты меня не обидел. А и обидеть меня нельзя, -- сказал старик и стал на плечо надевать снятую сумку.

Между тем перекладную телегу выкатили и запрягли лошадей.

-- И охота вам, барин, разговаривать, -- сказал ямщик Нехлюдову, когда он, дав на чай паромщикам, взлез на телегу. -- Так, бродяжка непутевый.

Л.Н. Толстой. (Из романа "Воскресение".)

19-е февраля

Грех не работать потому, что ты можешь жить не работая.

1

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. От этого-то праздные люди так заботятся о внешнем величии: они знают, что без этой обстановки люди презирали бы их.

2

Физически невозможно, чтобы истинно религиозное понимание и чистая нравственность существовали в тех классах народа, которые не добывают своего хлеба трудами рук своих.

Джон Рёскин.

3

Стоит принять истину совсем и покаяться совсем, чтобы понять, что прав, преимуществ, особенностей в деле жизни никто не имеет и не может иметь, а обязанностям нет конца и нет пределов и что первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

4

Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.

Кант.

5

Богатый и бедный, сильный и слабый, всякий неработающий человек -- негодяй. Всякий человек должен научиться мастерству, настоящему ручному труду. Только работая, можно узнать одну из лучших, чистых радостей. Отдых после труда и радость эта тем больше, чем тяжелее труд.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки